Линейные шаги по кругу. Берём партнёра за плечо и идём по линии танца по кругу, обьясняя, что шаги в паре - это обычная прогулка вечером по бульвару. Оставляем его идти, пристраивается по ходу движения на место партнёрши и кладём ему руку на грудь, чтобы он почувствовал, какой частью тела нужно ввести партнёршу в шаг. Далее встаём в обычное объятие и пробуем старт в шаг. Партнёр оставляет толкающую ногу сзади, партнёрша соединяет пятки в конце каждого шага. Партнёр должен довести ее каждый раз до баланса. Партнёрша получает импульс на шаг, открывает ногу назад, вытягивая в колене, далее использует импульс партнёра, чтобы дойти тазом до баланса, не сгибая заднюю будущую опорную ногу в колене, в конце шага соединяет пятки. Соединить пятки - это соединить одинаковые точки на туфлях (у хороших аргентинских танцовщиц в этом месте туфли стёрты). Партнёр доводит до баланса но не даёт паузу на соединение пяток, партнёрша должна сама в процессе движения в момент соединения пяток устроить эту паузу.
Здесь же рассказываем о ронде и правилах движения на милонге.
Далее рассказываем о структуре комбинаторики для партнёра. Все движения в танго можно разделить на 4 группы: структуры (линейные шаги, giro, ocho)
элементы (parada, gancho, sacada, barrida, cruzada, voleo, piernasos)
соединения (cunitas)
украшения (отличаются от элементов отсутствием импульса и взаимодействия между партнёрами в момент исполнения)
Импровизации в танго на базовом уровне партнёра можно и удобно учить, используя математический подход - комбинаторику (варианты соединения всех движений друг с другом). У нас есть линейные шаги, которые можно соединить с giro и ocho - получится каркас, в который можно вставить элементы. Мы уже пробовали в круговые структуры вставить элементы. Теперь выучим самые простые способы из шагов перейти в giro и выйти обратно в шаги.
Шаг мимо правой ногой слева от партнёрши - giro влево. Только же самое можно сделать с другой стороны. Внутри giro можно вставить все элементы, которые уже выучили, а так же выйти в ocho и вернуться обратно в giro. Чтобы вернуться в линейные шаги, нужно из giro перейти в ocho вперёд, в конце ocho влево поднять грудью партнёршу, сменить себе ногу и с левой начать линейные шаги (сделать это с другой ноги в другую сторону неудобно, но можно, перейти в линейные шаги из ocho назад тоже можно, но менее удобно). Поскольку мы обязаны двигаться по линии по кругу против часовой стрелки, важно с помощью ocho развернуть пару так, чтобы партнёр оказался лицом по линии танца. Теперь у партнёра есть полноценный алгоритм для танца в ронде.
Barrida. Barrir - подметать. Строится из позиции треугольника, где опорные ноги партнёров образуют основание, рабочие ноги - вершину. Угол при вершине должен быть острым (меньше 90град), иначе barrida сделать очень сложно. Партнёрша в течение всего движения должна немного сопротивляться стопе партнёра, чтобы сохранить контакт. Колени партнёров должны сгибаться при переходе сквозь линию основания треугольника. Рабочие ноги должны быть отделены от корпуса (который образует с опорной ногой перпендикуляр к полу) в тазобедренном суставе. Корпус нельзя включать в движение рабочих ног. Партнёр должен дать импульс на смещение оси партнёрши в сторону опорной ноги, если этого требует исходная позиция.
Barrida даёт множество вариантов для комбинаторики: вернуть обратно, перенести вес партнёрши на другую ногу с переставлением своей ноги к свободной, импульс на sacada в пол с реализацией партнёршей planeo и последующей вставкой любого элемента, который можно сделать на ее шаге назад, barrida вокруг ее оси, вокруг его оси, barrida ее ногой ноги партнёра, каскады barridas. Сделать barrida можно из: ocho, giro - lapis другой ногой догоняя ее шаг назад, sandwich и т.д.
Импульс на sacada в пол с реализацией партнёршей planeo требует отдельного изучения для нее. Рабочая нога делает скользящее движение по кругу больше чем на 180 град без отрыва большого пальца от пола с вытянутым рабочим коленом. Первая половина движения происходит только в рабочем тазобедренном суставе, за счёт этой инерции дальше происходит скручивание в талии и поворот на опорной ноге.
Имеет смысл при изучении barrida выучить положение стопы партнёрши - мизинцем наверх "птичка".
Cunita. Дословный перевод "манеж". Это прерванные шаги. Задача партнёра после импульса на шаг уйти в противофазу, создать резинку в паре, после реактивного возвращения партнёрши, реализовать ее инерцию в иную сторону. Cunita на базовом уровне делается в double темпе. Базовая cunita с левой ноги вперёд, потом в сторону влево - на 3 счета. Cunita можно сделать на любое количество нечётных счетов.
Cunita одинарную удобно использовать в качестве связки линейных шагов с любым элементом или структурой, используя понятие фальш-шаг.
Есть устойчивые удобные комбинации cunitas, которые удобно учить по такой схеме. 2 базовые комбинации по 2 cunitas в каждой: влево по кругу с левой ноги, вправо с левой ноги с выходом в americana. Далее каждую из этих комбинаций можно сделать с заходом за партнёршу. Далее с соединением с любым элементом или структурой, используя принцип одиночной cunita.
Далее после захода за партнёршу, можно используя инерцию партнёрши повернуться на опорной ноге и свободной сделать sacada (или три sacada, или вместо третьей sacada любой элемент на шаге назад и т.д.)
Заход за партнёршу можно исполнять как в составе cunita, так и отдельно. С двумя вариантами продолжения: возвратом (что по сути cunita) и продлением. При исполнении второго необходимо в объятии сохранить вектор движения партнёрши в линию, она делает два шага назад в то время как партнёр шаг вперёд, подворот, шаг в сторону. При исполнении захода партнеру важно обратить внимание на угол поворота партнёрши: чем он больше, тем сложнее обойти ее (требуется более длинный шаг), но тем выше натяжение и больше инерция. Таким образом если нужно исполнить заход с продлением, вместо поворота нужно поднять партнёршу, тогда она проворачивается на маленький угол и зайти легко. Если нужна cunita (возврат) после захода, удобнее крутить на больший угол.
Женская техника при исполнении cunita проста и не требует отдельного изучения. Для партнёрши важно понимать инерцию таза, которая и создаёт ту самую резинку, сохранять вытянутой опорную ногу, используя в качестве амортизатора стопу и тазобедренный сустав, таким образом тренируется подвижность тазобедренного сустава.
Тема cunitas открывает широкие возможности для комбинаторики, увеличивая вариативность связываний движений друг с другом. Здесь в силу характера cunita имеет смысл начать говорить про ритм в музыке, пробовать танцевать вальсы. Cunita добавляет танцу динамику, это стоит отметить для пары.
Далее в зависимости от характера пары, их физических параметров и паттернов, нужно выбрать следующую тему для изучения: voleo или cruzada.
Voleo. От глагола volar - летать. Мах ногой партнёрши по принципу кнута, где рукоять - корпус партнёрши, хлыст - ее нога от тазобедренного сустава. Посыльный импульс заставляет ее начать движение, встречный импульс заставляет ее ногу лететь. Удобно показать принцип на линейном voleo назад. Но тренировать его не нужно, поскольку такой вариант используется только в шоу. Мы будем учить круговое voleo назад и вперёд в точку.
Сначала нужно у зеркала попробовать с партнёршей линейное voleo назад, объяснить с его помощью принцип. Далее учим круговое voleo назад в точку, диктуя каждый этап в паре: пятки вместе, поворот, мах, пятки вместе поворот обратно. Несколько раз. Потом то же самое с импульсом. Начинаем с базовой комбинации из ocho назад.
В voleo партнёрша должна использовать противоскручивание для компенсации инерции поворота.
Voleo назад можно сделать из: ocho назад, cunita, sacada назад и в сторону, задний крест, barrida
Voleo вперёд - точно такой же импульс (в ситуации назад важен встречный, в ситуации вперёд - посыльный). У партнёрши технически важно оставить в момент voleo колено в пол, завести рабочее бедро дальше накрест и махнуть рабочей пяткой "за ухо".
Voleo вперёд можно сделать из: ocho вперёд, передний крест, sacada вперёд.
Далее нужно соединить в одно движение voleo вперёд и назад, начиная с любого, используя принцип: один посыльный импульс, все остальные встречные. Партнёрша должна между каждым voleo соединять пятки. Чтобы остановить voleo подряд, нужно остановиться в позе последнего импульса, после последнего voleo партнёрша поворачивается в ocho, и ее можно вести дальше.
Cruzada. Крест. Всего 4 креста: передний и задний - левый и правый. Начинаем с переднего левого. Это сложное движение, требующее навыков тонкого взаимодействия в паре, именно поэтому оно в конце базовой техники. Передний крест - это элемент, в котором нога партнёрши идёт в диагональ по отношению к траектории движения. Эта диагональ формируется противоположным направлению креста плечом партнёра: влево - правым. В кресте всегда передняя нога партнёрши согнута в колене, задняя вытянута. На первом этапе важно научить партнёршу ставить стопы в кресте аккуратно рядом друг с другом. В продвинутой технике расстояние между стопами может быть любым, как и глубина креста может быть любой.
Задний крест формируется импульсом партнёра, сверху похожим на крючок в сторону направления креста. Партнёрша заводит назад вытянутую в колене ногу свободным тазобедренным суставом. Партнёр показывает этот крест строго двумя сторонами объятия, не допуская вращательного импульса. Крест и ocho отличаются импульсом партнёра: круговой или поступательный.
Крест - удобный связующий элемент между всеми движениями. Из креста есть 2 принципиальных выхода: в линию и в ocho. Удобно из переднего выходить в ocho вперёд, из заднего - назад, поэтому учим именно так. На этом выходе можно сделать любой элемент или структуру из пройденного ранее.
Piernasos. Pierna - нога. Скользящее движение ногой партнёрши по ноге партнёра. Для партнёрши важно в конечной позе наверху использовать скручивание как в voleo, вытянуть опорную ногу и поднять колено под 90град и выше к корпусу, иначе ее поза будет напоминать "обезьянку на пальме". Партнёр использует две удобные базовые комбинации для изучения: sacada на шаге вперёд в пол влево с подъемом корпуса винтом влево наверх навстречу ноге партнёрши; и sacada на шаге в сторону вправо, возвратное движение, винт наверх вправо. Учить piernasos удобно из женского planeo для большей амплитуды, но piernasos ведётся только корпусом партнёра наверх в позиции, когда свободная нога партнёрши касается внутренней поверхностью стопы или бедра опорной ноги партнёра. Таким образом piernasos можно сделать из положения покоя без динамики.
Из piernasos есть 4 принципиальных выхода: в ocho (импульс "снять с уха макаронину" одним плечом), задний крест (двумя плечами крючок), voleo (как в ocho, но резче и с встречным импульсом), вниз по ноге партнёра в plie на опорной.
Можно объединить (зациклить) voleo и piernasos подряд как два voleo вперёд и назад, где вместо voleo вперёд - piernasos.
На этом базовая техника на базовом уровне заканчивается. И мы начинаем работать с взаимодействием в паре, комбинаторикой, динамикой, музыкой, качеством движения, украшениями, soltadas и элементами вне оси.