Содержание
Базовый и продвинутый курсы коротко
Базовый курс. Технология
Темы комбинаторики для партнёра. Начальный и продвинутый курсы
Приемы работы с парой. Продвинутый курс
Базовый и продвинутый курсы коротко
Базовый курс
Ocho назад, parada, sandwich, ocho вперёд (шаги назад, cunita в случае если девушка без партнёра)
Gancho
Giro
Sacada на шаге назад, разница между gancho и sacada
Sacada на шаге вперёд
Sacada на шаге в сторону, три sacadas подряд в giro
Caminada (если пара)
Barrida
Sacada-посыл в комбинациях barridas на planeo
Cunita одиночная, 2 базовые комбинации и 3 вариации каждой из них
Cruzada. Крест передний и задний, 2 принципиальных выхода из крестов: линейный шаг и ocho
Voleo круговое в точку назад
Voleo вперёд
Piernasos
Продвинутый курс
Gancho и engancho. Мужское gancho. В динамике, с использованием sacadas партнёршей. Entradas. Варианты комбинаций.
Back sacada партнёра. Базовая комбинация, вариации.
Sacada и back sacada партнёрши.
Soltada. Разрыв объятия. Поворот на двух ногах с выходом через разные ноги, окончанием в voleo, piernasos, giro, ocho, крест, planeo. Поворот на одной ноге с окончанием в voleo. Заход в giro на ее шаге назад с отпусканием за спину в giro
Продвинутая комбинаторика. Работа с импульсом и качеством движения (замедления, динамика, паузы). Замедление маховых движений (voleo, gancho, sacada). Работа с уровнем.
Работа с ритмом. Пауза, ускорения, замедления.
Параллельная и перекрестная системы шагов. Использование в caminada - перенос веса его, ее, параллельно, кресты с переносом веса и без, линейные sacadas.
Продвинутая комбинаторика. Соединения линейных и круговых движений (Voleo+крест, sacada+крест, giro в линию). Работа с задней ногой партнёрши в ocho вперёд и передней в ocho назад (выход в giro). Voleo из parada. Остановки в высшей точки махов (voleo, sacada, gancho).
Colgadas. Принцип, варианты входа - sacadas, вращение (базовые: sacada назад и в сторону), переходы с одной ноги на другую (смена осей), прыжки в повороте.
Volcadas. Принцип, перенос веса вне оси, поведение опорной и рабочей ног партнёрши, варианты входа: planeo из sacada на шаге вперёд и в сторону в giro, с места, из colgada. Перемещение с помощью volcadas. Работа с точкой контакта.

Adornos. Украшения партнёрши. Время, пространство, суть, цель, музыка, взаимодействие с партнёром. Артикуляция стопой.
Ronds, rulls. Круговые движения стопой (от колена, от бедра) наружу и внутрь, разной амплитуды. Перед шагом вперёд, после шага назад, в caminada и т.д.
Кресты. До ocho, после ocho, в giro, в caminada и т.д. Fouette из креста в ocho
Golpe. Удары пальцами стоп и каблуками в разных позициях.
Сочетания украшений.
Перекаты с плюсны на каблук и обратно.
Voleo как украшение.

Adornos. Украшения партнёра.
Lapis, rulls, golpe, voleo, enrosque.
Варианты использования: в giro, caminada и т.д.

Milonga. Принцип шага и ведения. Базовые комбинации. Работа с ритмом. Caminada, cunitas. Варианты ocho в милонге.

Saltadas (прыжки) и поддержки. Простые, сложные с voleos. С приземлением на опорную ногу партнёра. Внутри colgadas
Базовый курс. Технология
Технология
Берём партнёршу и показываем ее движение (искл ocho, parada, cunita), дальше встаём с ней в пару - показываем ей импульс и объясняем партнеру архитектуру и формулу, потом встаём за партнёршу к партнеру в пару - объясняем и тренируем импульс, после этого ставим их в пару друг к другу.
Введение на первом уроке
Танго - это импровизация, основанная на языке импульсов. Задача партнёра научиться давать импульсы и мыслить ногами партнёрши, задача партнёрши - выучить язык импульсов и ответов на них.
Для начала нужно отдать друг другу немного веса, грамм 300. Когда мы танцуем танго, мы стоим домиком друг к другу - это единственный способ настроить точку контакта для передачи импульса.
Ocho назад
Учебное объятие (руки партнёра в 1 позиции поддерживают партнёршу сзади плеч, ладони партнёрши на груди партнёра).

Первый импульс, который даёт партнёр - перенос веса с одной ноги партнёрши на другую - с помощью качания грудью. Партнёрша держит пятки вместе, приподнимая свободную ноги мизинцем вверх большим пальцем к полу ("птичка").

Второй импульс - скручивание бедер партнёрши относительно ее корпуса. Партнеру важно понимать, что этот импульс даётся вокруг воображаемой оси партнёрши своим объятием без смещения оси партнёрши, без перекоса собственного корпуса.

Формула ocho:
  • поставить партнёршу на ногу, на какую поставил - в ту сторону будет ocho
  • повернуть ее спиной в сторону движения
  • сместить ось
  • увидеть, что она пошла
  • пойти следом
  • в крайней точке повернуть обратно.


Ocho вперёд
Начать ocho назад, в крайней точке повернуть 2 раза, продолжить движение лицом партнёрши.
Поиграть с направлением: вперёд, назад.
Далее поставить в обычное объятие: замок - как обычное рукопожатие, все локти вниз, правая рука партнёра обнимает партнёршу около низа лопатки не приклеивается к спине скользит по ней в зависимости от поворота корпуса партнёрши внутри объятия, левая рука партнёрши обнимает партнёра сзади (не сверху), касаясь в максимальном количестве точек т.к. через эту руку она будет получать много импульсов.
Parada
Повести партнёршу на ocho назад, в какой-то момент остановить ее посередине шага весом на двух ногах, ту ногу в какую сторону она шла приставить стопой к ее передней стопе - это и есть parada (дословный перевод - остановка). Обнять ее стопу двумя своими стопами - раньше в Аргентине это означало приглашение на чашечку кофе. Убрать ногу назад и пригласить партнёршу переступить через ногу.

Три варианта:
  • не понравился - кофе пить не будем
  • понравился - готова выпить чашечку кофе
  • понравился сильно - готова на кофе утром после вечеринки

После переступания ноги партнёра у нее шаг вперед, который он превращает в ocho вперёд, потом Ochoa назад и снова parada.

Parada на ее шаге вперёд - лучше показать после giro. На шаге вперёд и шаге назад они отличаются в соответствии с направлением динамики движения партнёрши.

Соединяем ochos назад, вперёд и parada


Gancho
Дословный перевод - крючок. Это нереализованный шаг назад партнёрши. Удобно учить на ее шаге вперёд, делать можно на шаге вперёд или назад. Учить ее движение лицом к зеркалу как линейное boleo назад.

Три правила для партнёрши:
  • мах делать только к своей ягодице,
  • пока не почувствовала контакта бедром gancho делать нельзя
  • делать шаг в gancho только копчиком назад, иначе можно упасть.

Для партнёра:
  • учить gancho только в открытой позиции (в закрытой можно дать позже, после sacada или cunita)
  • стопа заходит к опорной ноге крючком чтобы не задеть пальцы партнёрши,
  • "стульчик" делать поднятием пятки, опорная нога желательно вытянута в колене, корпус наклонен к партнёрше.

В gancho на базовом уровне нельзя зависать наверху, это хлесткое движение с реализацией в ее шаг вперёд или ее sacada назад. В продвинутой технике можно зависнуть наверху, сделать поддержку, прыгнуть, замедлить любую стадию движения.

Соединяем parada и сразу gancho.
Giro
От глагола girar - поворачиваться. Это 4 шага партнёрши вокруг оси партнёра - вперёд, в сторону, назад, в сторону.

Giro не имеет начала и конца, его можно начать с любого шага и любым закончить, но в логике последовательности шагов. Удобно учить с шага вперёд.

Структура ее движения:
  • шаг вперёд, пятки вместе
  • поворот к нему лицом
  • шаг в сторону (куда "растет" ухо), пятки вместе,
  • сильное скручивание так? чтобы следующий шаг получился вокруг него
  • шаг назад, пятки вместе, нет поворота
  • шаг в сторону, пятки вместе, нет поворота,
  • все сначала
Все шаги закругляются вокруг его оси, корпус стремится остаться лицом к его оси.

Структура его импульсов и шагов:
  • повернул ее для шага вперёд в ocho
  • открыл плечо и начал звать вокруг себя, поворачиваясь на двух ногах в крест
  • перед ее шагом назад сделать lapis той ногой, в какую сторону она идёт.
Вращение в крест и lapis лучше выучить отдельно от партнёрши.

Giro - одно из самых сложных для освоения в паре в базовой технике, требует терпения со стороны учеников и педагога, разбавленного шутками и другим вербальным снятием напряжения. Нужно факт сложности вынести в поле урока, проговорить и дать ученикам освоить его, не спеша, возможно в течение 2 уроков.

В giro есть шаг вперёд и назад. В каждый назад можно вставить parada или gancho, в каждый вперёд gancho. Шаг вперёд в giro можно превратить в ocho вперёд, из которого в свою очередь можно начать giro. Ocho вперёд можно перевести в назад, сделать parada, оттуда начать или ocho вперёд или giro. Из gancho можно начать giro или ocho вперёд.

Sacada
Sacar - выместить, вытащить.

Формула:
  • ведем партнёршу с оси номер 1 на ось номер 2
  • шагаем перпендикулярно вектору ее движения ближе к той ноге с которой она уходит и которая будет лететь, вымещая ее корпусом из точки, с которой она уходит вокруг ее оси.

Партнеру нужно настроить силу вымещения, не касаться ее летящей ноги своей ногой, вымещая только корпусом, оставить заднюю ногу в точке откуда она толкает корпус, остаться лицом к партнёрше.

Партнёрша.
Назад - двигаться копчиком назад, ставя таз на опорную ногу.
Вперёд - из положения назад нога летит сразу в положение в сторону (освоить работу в тазобедренном суставе), затем пятки вместе, потом поворот (на милонге нога не отрывается от пола).
В сторону - нога рисует знак вопроса или капельку, не заходит назад, та же сложная работа в тазобедренном суставе.

Вставляем sacadas в giro и ocho сначала по отдельности, потом каскадом с ее шага вперёд (три sacadas). Дальше можно третью sacada заменить на gancho или parada.

После изучения sacada назад, отработать разницу с gancho, используя комбинацию - mediagiro gancho (или sacada).
Caminada (прогулка)
Линейные шаги по кругу. Берём партнёра за плечо и идём по линии танца по кругу, обьясняя, что шаги в паре - это обычная прогулка вечером по бульвару. Оставляем его идти, пристраивается по ходу движения на место партнёрши и кладём ему руку на грудь, чтобы он почувствовал, какой частью тела нужно ввести партнёршу в шаг. Далее встаём в обычное объятие и пробуем старт в шаг. Партнёр оставляет толкающую ногу сзади, партнёрша соединяет пятки в конце каждого шага. Партнёр должен довести ее каждый раз до баланса. Партнёрша получает импульс на шаг, открывает ногу назад, вытягивая в колене, далее использует импульс партнёра, чтобы дойти тазом до баланса, не сгибая заднюю будущую опорную ногу в колене, в конце шага соединяет пятки. Соединить пятки - это соединить одинаковые точки на туфлях (у хороших аргентинских танцовщиц в этом месте туфли стёрты). Партнёр доводит до баланса но не даёт паузу на соединение пяток, партнёрша должна сама в процессе движения в момент соединения пяток устроить эту паузу.
Здесь же рассказываем о ронде и правилах движения на милонге.

Далее рассказываем о структуре комбинаторики для партнёра. Все движения в танго можно разделить на 4 группы: структуры (линейные шаги, giro, ocho)
элементы (parada, gancho, sacada, barrida, cruzada, voleo, piernasos)
соединения (cunitas)
украшения (отличаются от элементов отсутствием импульса и взаимодействия между партнёрами в момент исполнения)
Импровизации в танго на базовом уровне партнёра можно и удобно учить, используя математический подход - комбинаторику (варианты соединения всех движений друг с другом). У нас есть линейные шаги, которые можно соединить с giro и ocho - получится каркас, в который можно вставить элементы. Мы уже пробовали в круговые структуры вставить элементы. Теперь выучим самые простые способы из шагов перейти в giro и выйти обратно в шаги.
Шаг мимо правой ногой слева от партнёрши - giro влево. Только же самое можно сделать с другой стороны. Внутри giro можно вставить все элементы, которые уже выучили, а так же выйти в ocho и вернуться обратно в giro. Чтобы вернуться в линейные шаги, нужно из giro перейти в ocho вперёд, в конце ocho влево поднять грудью партнёршу, сменить себе ногу и с левой начать линейные шаги (сделать это с другой ноги в другую сторону неудобно, но можно, перейти в линейные шаги из ocho назад тоже можно, но менее удобно). Поскольку мы обязаны двигаться по линии по кругу против часовой стрелки, важно с помощью ocho развернуть пару так, чтобы партнёр оказался лицом по линии танца. Теперь у партнёра есть полноценный алгоритм для танца в ронде.

Barrida. Barrir - подметать. Строится из позиции треугольника, где опорные ноги партнёров образуют основание, рабочие ноги - вершину. Угол при вершине должен быть острым (меньше 90град), иначе barrida сделать очень сложно. Партнёрша в течение всего движения должна немного сопротивляться стопе партнёра, чтобы сохранить контакт. Колени партнёров должны сгибаться при переходе сквозь линию основания треугольника. Рабочие ноги должны быть отделены от корпуса (который образует с опорной ногой перпендикуляр к полу) в тазобедренном суставе. Корпус нельзя включать в движение рабочих ног. Партнёр должен дать импульс на смещение оси партнёрши в сторону опорной ноги, если этого требует исходная позиция.
Barrida даёт множество вариантов для комбинаторики: вернуть обратно, перенести вес партнёрши на другую ногу с переставлением своей ноги к свободной, импульс на sacada в пол с реализацией партнёршей planeo и последующей вставкой любого элемента, который можно сделать на ее шаге назад, barrida вокруг ее оси, вокруг его оси, barrida ее ногой ноги партнёра, каскады barridas. Сделать barrida можно из: ocho, giro - lapis другой ногой догоняя ее шаг назад, sandwich и т.д.
Импульс на sacada в пол с реализацией партнёршей planeo требует отдельного изучения для нее. Рабочая нога делает скользящее движение по кругу больше чем на 180 град без отрыва большого пальца от пола с вытянутым рабочим коленом. Первая половина движения происходит только в рабочем тазобедренном суставе, за счёт этой инерции дальше происходит скручивание в талии и поворот на опорной ноге.

Имеет смысл при изучении barrida выучить положение стопы партнёрши - мизинцем наверх "птичка".

Cunita. Дословный перевод "манеж". Это прерванные шаги. Задача партнёра после импульса на шаг уйти в противофазу, создать резинку в паре, после реактивного возвращения партнёрши, реализовать ее инерцию в иную сторону. Cunita на базовом уровне делается в double темпе. Базовая cunita с левой ноги вперёд, потом в сторону влево - на 3 счета. Cunita можно сделать на любое количество нечётных счетов.
Cunita одинарную удобно использовать в качестве связки линейных шагов с любым элементом или структурой, используя понятие фальш-шаг.
Есть устойчивые удобные комбинации cunitas, которые удобно учить по такой схеме. 2 базовые комбинации по 2 cunitas в каждой: влево по кругу с левой ноги, вправо с левой ноги с выходом в americana. Далее каждую из этих комбинаций можно сделать с заходом за партнёршу. Далее с соединением с любым элементом или структурой, используя принцип одиночной cunita.
Далее после захода за партнёршу, можно используя инерцию партнёрши повернуться на опорной ноге и свободной сделать sacada (или три sacada, или вместо третьей sacada любой элемент на шаге назад и т.д.)
Заход за партнёршу можно исполнять как в составе cunita, так и отдельно. С двумя вариантами продолжения: возвратом (что по сути cunita) и продлением. При исполнении второго необходимо в объятии сохранить вектор движения партнёрши в линию, она делает два шага назад в то время как партнёр шаг вперёд, подворот, шаг в сторону. При исполнении захода партнеру важно обратить внимание на угол поворота партнёрши: чем он больше, тем сложнее обойти ее (требуется более длинный шаг), но тем выше натяжение и больше инерция. Таким образом если нужно исполнить заход с продлением, вместо поворота нужно поднять партнёршу, тогда она проворачивается на маленький угол и зайти легко. Если нужна cunita (возврат) после захода, удобнее крутить на больший угол.
Женская техника при исполнении cunita проста и не требует отдельного изучения. Для партнёрши важно понимать инерцию таза, которая и создаёт ту самую резинку, сохранять вытянутой опорную ногу, используя в качестве амортизатора стопу и тазобедренный сустав, таким образом тренируется подвижность тазобедренного сустава.

Тема cunitas открывает широкие возможности для комбинаторики, увеличивая вариативность связываний движений друг с другом. Здесь в силу характера cunita имеет смысл начать говорить про ритм в музыке, пробовать танцевать вальсы. Cunita добавляет танцу динамику, это стоит отметить для пары.

Далее в зависимости от характера пары, их физических параметров и паттернов, нужно выбрать следующую тему для изучения: voleo или cruzada.

Voleo. От глагола volar - летать. Мах ногой партнёрши по принципу кнута, где рукоять - корпус партнёрши, хлыст - ее нога от тазобедренного сустава. Посыльный импульс заставляет ее начать движение, встречный импульс заставляет ее ногу лететь. Удобно показать принцип на линейном voleo назад. Но тренировать его не нужно, поскольку такой вариант используется только в шоу. Мы будем учить круговое voleo назад и вперёд в точку.
Сначала нужно у зеркала попробовать с партнёршей линейное voleo назад, объяснить с его помощью принцип. Далее учим круговое voleo назад в точку, диктуя каждый этап в паре: пятки вместе, поворот, мах, пятки вместе поворот обратно. Несколько раз. Потом то же самое с импульсом. Начинаем с базовой комбинации из ocho назад.
В voleo партнёрша должна использовать противоскручивание для компенсации инерции поворота.
Voleo назад можно сделать из: ocho назад, cunita, sacada назад и в сторону, задний крест, barrida
Voleo вперёд - точно такой же импульс (в ситуации назад важен встречный, в ситуации вперёд - посыльный). У партнёрши технически важно оставить в момент voleo колено в пол, завести рабочее бедро дальше накрест и махнуть рабочей пяткой "за ухо".
Voleo вперёд можно сделать из: ocho вперёд, передний крест, sacada вперёд.
Далее нужно соединить в одно движение voleo вперёд и назад, начиная с любого, используя принцип: один посыльный импульс, все остальные встречные. Партнёрша должна между каждым voleo соединять пятки. Чтобы остановить voleo подряд, нужно остановиться в позе последнего импульса, после последнего voleo партнёрша поворачивается в ocho, и ее можно вести дальше.

Cruzada. Крест. Всего 4 креста: передний и задний - левый и правый. Начинаем с переднего левого. Это сложное движение, требующее навыков тонкого взаимодействия в паре, именно поэтому оно в конце базовой техники. Передний крест - это элемент, в котором нога партнёрши идёт в диагональ по отношению к траектории движения. Эта диагональ формируется противоположным направлению креста плечом партнёра: влево - правым. В кресте всегда передняя нога партнёрши согнута в колене, задняя вытянута. На первом этапе важно научить партнёршу ставить стопы в кресте аккуратно рядом друг с другом. В продвинутой технике расстояние между стопами может быть любым, как и глубина креста может быть любой.
Задний крест формируется импульсом партнёра, сверху похожим на крючок в сторону направления креста. Партнёрша заводит назад вытянутую в колене ногу свободным тазобедренным суставом. Партнёр показывает этот крест строго двумя сторонами объятия, не допуская вращательного импульса. Крест и ocho отличаются импульсом партнёра: круговой или поступательный.
Крест - удобный связующий элемент между всеми движениями. Из креста есть 2 принципиальных выхода: в линию и в ocho. Удобно из переднего выходить в ocho вперёд, из заднего - назад, поэтому учим именно так. На этом выходе можно сделать любой элемент или структуру из пройденного ранее.

Piernasos. Pierna - нога. Скользящее движение ногой партнёрши по ноге партнёра. Для партнёрши важно в конечной позе наверху использовать скручивание как в voleo, вытянуть опорную ногу и поднять колено под 90град и выше к корпусу, иначе ее поза будет напоминать "обезьянку на пальме". Партнёр использует две удобные базовые комбинации для изучения: sacada на шаге вперёд в пол влево с подъемом корпуса винтом влево наверх навстречу ноге партнёрши; и sacada на шаге в сторону вправо, возвратное движение, винт наверх вправо. Учить piernasos удобно из женского planeo для большей амплитуды, но piernasos ведётся только корпусом партнёра наверх в позиции, когда свободная нога партнёрши касается внутренней поверхностью стопы или бедра опорной ноги партнёра. Таким образом piernasos можно сделать из положения покоя без динамики.
Из piernasos есть 4 принципиальных выхода: в ocho (импульс "снять с уха макаронину" одним плечом), задний крест (двумя плечами крючок), voleo (как в ocho, но резче и с встречным импульсом), вниз по ноге партнёра в plie на опорной.
Можно объединить (зациклить) voleo и piernasos подряд как два voleo вперёд и назад, где вместо voleo вперёд - piernasos.

На этом базовая техника на базовом уровне заканчивается. И мы начинаем работать с взаимодействием в паре, комбинаторикой, динамикой, музыкой, качеством движения, украшениями, soltadas и элементами вне оси.

Темы комбинаторики для партнёра.
Начальный и продвинутый курсы
Базовый курс
Giro и ocho (шаг партнёрши вперёд, в сторону, назад), на каждом из шагов можно вставить любой элемент.

Три sacadas. Можно пропустить любую, вместо третьей можно сделать любой элемент

Соединение линейных шагов и giro. Шаг правой ногой слева от партнёрши + ее ocho вперёд как выход в линию.

Barridas.

Cunitas. Базовые 3 комбинации, и их вариации. Cunita на любое количество шагов (обязательно нечётное)

Cruzadas. Соединить все элементы с крестами. Крест как соединительный элемент между giro и линейными шагами.

Voleo. Откуда можно сделать voleo.

Продвинутый курс
Back sacada-gancho-cunita

Ocho вперёд со сменой направления и добавлением элементов

Использование задней ноги в ocho вперёд и передней в ocho назад для смены направления.

Soltadas. Поворот на двух ногах с выходом через переднюю или заднюю, соединение с другими элементами. Поворот на одной ноге с выходом в voleo

Voleo-gancho

Entrada-gancho-engancho. На ее шаге в сторону в giro, из parada на любом ее шаге.

Caminada. Параллельная и перекрестная системы шагов. Упражнение Mantinan про 4 направления шага партнёра по отношению к партнёрше. Переносы веса: параллельно, только партнеру, только партнёрше.


Приемы работы с парой. Продвинутый курс
Близкий контакт, медленная caminada, длинный шаг, акцент на переносе веса партнёрши за счёт импульса с весом партнёра.

Ocho вперёд. Смена направления. Добавить постепенно: sacadas, soltadas, giro, разные направления шагов партнёра со сменой веса, voleo-ее шаг назад-заход- возврат-ocho вперёд, back sacadas, ее sacadas, развернутое в линию giro, шаг назад из ocho вперёд (использование ее задорный ноги во время ocho вперёд), сирена направления через pivot

Voleo. Игра с параметрами: высота, линейность, динамика, стоп в любой точке, позиция партнёрши во время voleo, игра со свободной ногой партнёра и свободной ногой партнёрши.

Смена направления импульсов - линейный круговой. Cruzada, sacada, voleo, ocho

Работа с динамикой. Мягкое, энергичное, длинное, короткое, резкое, плавное, в точку, из точки. Начать с противоположностей: короткое быстрое, длинное быстрое, короткое медленное, длинное медленное. Резкость музыкальных акцентов.

Работа с темпом. Пауза статическая и динамическая. Ускорение (технология старта и остановки). Медленное движение (игнорирование темпа музыки и ее структуры)